I. Общие требования охраны труда
1.1. К самостоятельной работе в качестве учителя допускаются лица, имеющие соответствующее образование и подготовку по специальности, обладающие теоретическими знаниями и профессиональными навыками в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов (профессиональных стандартов, квалификационных характеристик и др.), не имеющие противопоказаний к работе по данной профессии (специальности) по состоянию здоровья, прошедшие в установленном порядке предварительный (при поступлении на работу) и периодический (во время трудовой деятельности) медицинские осмотры, прошедшие обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, вводный инструктаж по охране труда и инструктаж по охране труда на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, при необходимости стажировку на рабочем месте.
1.2. Проведение всех видов инструктажей должно регистрироваться в Журнале инструктажей с обязательными подписями получившего и проводившего инструктаж. Повторные инструктажи по охране труда должны проводиться не реже одного раза в год. В случае необходимости (разовое выполнение работ, не связанных с основной работой, или при выполнении работ, на которые требуется оформление наряда-допуска) проводится целевой инструктаж, а при изменении условий труда, нормативно-правовых актов по охране труда, а также при несчастном случае - внеплановый инструктаж. Лица, не прошедшие соответствующие инструктажи по охране труда, к работе не допускаются.
1.3. Учитель обязан:
- соблюдать требования охраны труда, изложенные в настоящей инструкции и иных нормативно-правовых актах в области охраны труда, включая требования электробезопасности и пожарной безопасности;
- соблюдать правила внутреннего распорядка, режим труда и отдыха, правила личной гигиены;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в процессе образовательного процесса, а также об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами;
- выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную руководителем работу;
- применять безопасные приемы выполнения работ;
- использовать учебное, лабораторное и иное оборудование и инструменты в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;
- поддерживать порядок на своем рабочем месте;
- быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать от работы других;
- не использовать поврежденные кабели, неисправные электрические розетки, рубильники, электроприборы и электрооборудование;
- уметь действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, в т.ч. знать пути и порядок эвакуации учащихся и персонала при ЧС; места нахождения первичных средств пожаротушения и правила их применения; номера телефонов для вызова экстренных служб (пожарной охраны, скорой медицинской помощи, аварийной службы газового хозяйства и т.д.) и срочного информирования непосредственного руководителя и вышестоящего руководства; место хранения аптечки;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим от несчастных случаев).
1.4. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:
- по пожарной безопасности в объеме инструкции по пожарной безопасности в образовательном учреждении. Учитель должен знать требования правил противопожарного режима и особенности пожарной безопасности в образовательных организациях, при проведении массовых мероприятий, порядок действий при возникновении пожара, порядок и пути эвакуации персонала и учащихся, правила пользования первичными средствами пожаротушения и т.д. Не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей при пожаре. Лица, не прошедшие обучение пожарной безопасности, к работе не допускаются;
- по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции по первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. Учитель должен иметь практические навыки оказания первой помощи, знать местонахождения аптечки с медикаментами и перевязочным материалом. Аптечка должна находиться в местах, недоступных для обучающихся.
1.5. Если при проведении занятий или при самостоятельной работе учитель использует электрооборудование (учебное и лабораторное оборудование, приборы, приспособления, устройства, станки, компьютеры и т.д.), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена и присвоением соответствующей квалификационной группы по электробезопасности.
1.6. При выполнении должностных обязанностей на учителя могут действовать следующие опасные и вредные факторы:
- психофизологические (нервно-психические перегрузки; повышенные зрительные нагрузки при работе в течение длительного времени на компьютере, с книгами, документами и т.д.);
- биологические факторы (потенциальная опасность заражения при общении с большим количеством людей (учащихся, коллег, посетителей), особенно в период эпидемии гриппа, ОРВИ и других инфекционных заболеваний; повышенное содержание в воздухе патогенной микрофлоры, особенно зимой при повышенной температуре в помещении, плохом проветривании, пониженной влажности и нарушении аэроионного состава воздуха);
- химические (при использовании химических реактивов, красок, растворителей и т.д.);
- возможный контакт с аллергенами химического или биологического происхождения;
- физические (опасность поражения электрическим током при использовании электрооборудования, электроприборов и т.д.);
- другие опасные и вредные производственные факторы, связанные со спецификой трудовой деятельности и профилем образовательной организации, используемыми в работе оборудованием, инструментами и материалами (перечислить).
1.7. Знание и выполнение требований настоящей инструкции по охране труда является должностной обязанностью учителя, а их несоблюдение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
1.8. Контроль выполнения требований настоящей инструкции возлагается на руководителя образовательной организации, руководителей ее структурных подразделений и инженера по охране труда либо иного уполномоченного на это должностного лица.